Иссык-Куль и Великий Шелковый Путь
Что такое Великий Шелковый Путь, сегодня знают практически все, от мала до велика. Это крупнейшая на все времена транспортная торговая артерия, соединявшая Китай и Европу. Общая протяженность Пути от Великой Китайской Стены до побережья Средиземноморья составляла ни много ни мало семь тысяч километров – тяжелые, груженые китайскими шелками, специями, драгоценными камнями и другими товарами караваны шли по нему почти три года. За свое почти полуторатысячелетнее существование Великий Шелковый Путь оказал огромное влияние на исторические судьбы почти всех государств, по территории которых он проходил, и всех народов, имевших к нему отношение.
Впрочем, называть Великий Шелковый Путь артерией было бы неверно – это направление запад-восток, состоявшее из множества путей. Главной его задачей была доставка сборных грузов из Китая на запад, сквозь могучие горные массивы Тянь-Шаня и Памира, поэтому Путь ветвился, проходя разными ущельями и долинами к разным странам. Существовала, к примеру, ветвь пути под названием «Базальтовый путь» - эта дорогах уходила в Переднюю Азию. «Лазуритовый Путь» вел караваны с бадахшанскими самоцветами в Египет и Месопотамию. Основная трасса пролегала по Ганьсуйскому коридору, пересекала бассейн Тарима и сквозь Памир и Тянь-Шань вела далее в государства Средней Азии, Иран и Афганистан, и через них – в Африку и Европу.
Одним из главных «мостиков» на пути с востока на запад стал Кыргызстан – здесь в средние века пролегало сразу три ветви Великого Шелкового Пути: Памиро-Алайский, Ферганский и самый оживленный Чуйский Путь, затрагивавший южное побережье Иссык-Куля. Главным транспортным узлом здесь был великий город Барсхан, находившийся у места впадения в Иссык-Куль реки Барскоон. Здесь сходились три дороги: одна шла из Китая через Восточный Туркестан, вторая – из Сибири, где тогда жили кыргызские племена, а третья уходила вдоль южного побережья Иссык-Куля через Боомское ущелье в города Невакет и Суяб в Чуйской долине, и далее в Ташкент, Самарканд и на запад. Этот путь служил одним из самых главных направлений не только для китайских торговцев – караваны шли сюда и из Самарканда и Ташкента, направляясь в Сибирь или Китай. Доставка сборных грузов из Европы также осуществлялась по этой ветви Великого Шелкового пути. И лишь в 13 веке после нашествия татаро-монголов это направление пришло в упадок, города разорились и торговые связи практически прекратились.
Впрочем, называть Великий Шелковый Путь артерией было бы неверно – это направление запад-восток, состоявшее из множества путей. Главной его задачей была доставка сборных грузов из Китая на запад, сквозь могучие горные массивы Тянь-Шаня и Памира, поэтому Путь ветвился, проходя разными ущельями и долинами к разным странам. Существовала, к примеру, ветвь пути под названием «Базальтовый путь» - эта дорогах уходила в Переднюю Азию. «Лазуритовый Путь» вел караваны с бадахшанскими самоцветами в Египет и Месопотамию. Основная трасса пролегала по Ганьсуйскому коридору, пересекала бассейн Тарима и сквозь Памир и Тянь-Шань вела далее в государства Средней Азии, Иран и Афганистан, и через них – в Африку и Европу.
Одним из главных «мостиков» на пути с востока на запад стал Кыргызстан – здесь в средние века пролегало сразу три ветви Великого Шелкового Пути: Памиро-Алайский, Ферганский и самый оживленный Чуйский Путь, затрагивавший южное побережье Иссык-Куля. Главным транспортным узлом здесь был великий город Барсхан, находившийся у места впадения в Иссык-Куль реки Барскоон. Здесь сходились три дороги: одна шла из Китая через Восточный Туркестан, вторая – из Сибири, где тогда жили кыргызские племена, а третья уходила вдоль южного побережья Иссык-Куля через Боомское ущелье в города Невакет и Суяб в Чуйской долине, и далее в Ташкент, Самарканд и на запад. Этот путь служил одним из самых главных направлений не только для китайских торговцев – караваны шли сюда и из Самарканда и Ташкента, направляясь в Сибирь или Китай. Доставка сборных грузов из Европы также осуществлялась по этой ветви Великого Шелкового пути. И лишь в 13 веке после нашествия татаро-монголов это направление пришло в упадок, города разорились и торговые связи практически прекратились.